23 Ноя 2020

Что делать, если ребенку не дается устный счет?

Устный счет — это способность человека производить вычисления без применения техники (калькулятора, компьютера и прочего) и письма. Обучение ему начинают с дошкольного возраста — это упрощает знакомство с математикой в школе. Для этого используют разные методы — игровые, с применением наглядных материалов.

Причина проблемы

Иногда родителям кажется, что стоит только рассказать ребенку про цифры, как он быстро станет ими оперировать: складывать, вычитать, перемножать. На самом деле освоение устного счета —это сложный процесс, который требует разных навыков и определенного уровня развития высших психических функций.

В случае появления проблем, например, ребенок неправильно складывает числа, не стоит ругать его и всячески стыдить. Это только вызовет негативные эмоции и усугубит сложности. Не стоит ждать и моментальных результатов. У всех индивидуальная скорость обучения и поэтому тут нет единых стандартов.

Если у ребенка есть проблемы со счетом, то убедитесь в том, что он понимает понятия: больше, меньше, поровну. Одно только заучивание цифр не принесет результата. Дошкольник должен понимать, что такое число 3, сколько предметов это и какие у него отношения с 2 (больше или меньше). В процессе обучения используйте наглядный материал: игрушки, счетные палочки, сушки, конфеты и т. п.

Имеет значение и то, как именно учить ребенка устному счету. В нашем детском саду используется ментальная арифметика. Для нее нужен абакус (счеты). В дальнейшем ребенок сможет легко считать в уме.

Особенности ментальной арифметики

Основная причина проблем со счетом — это отсутствие понимания, что именно от него требуется. Обычное механическое складывание или вычитание цифр не дает главного: осознания. Ребенок должен ясно представлять, что будет, если сложить 2 и 3 яблока (или любых предметов).

Ментальная арифметика решает эту проблему. На первом этапе ребенок учится работать с абакусом. В отличие от традиционных счетов у него ряды расположены вертикально и их 15. В процессе тренировки стимулируется мелкая моторика, которая благотворно влияет на мышление.

Второй этап — это вычисления в уме. Притом дети могут оперировать крупными числами и быстро считать. Все дело в том, что в процессе тренировок они хорошо запоминают абакус и им легко представить расположение рядов и бусинок. Поэтому им проще визуализировать пример и вычислить итоговое число.

Помимо работы с абакусом наши педагоги развивают внимание и память детей. Для этого используют разные игры. Родители тоже могут принять участие в процессе. Например, перед ребенком расставляют 5-6 игрушек в определенном порядке. Дошкольнику дают врем запомнить их, потом его просят закрыть глаза. Взрослый убирает одну игрушку или меняет их местами. Ребенок должен объяснить, что именно изменилось.

Еще один вариант игра "Мемо". Для нее используют наборы парных карточек. Их смешивают, располагают картинкой вниз. Ребенок открывает две в произвольном порядке. Если они одинаковые, то пара убирается. В процессе дошкольнику нужно помнить, где и какая картинка попадалась.

В нашем детском саду проводится комплексная подготовка к школе.


Возврат к списку

(Нет голосов)