31 Май 2021

Как развивать у ребенка социальный интеллект

Даниэль Гоулман, американский психолог, в своей книге под названием «Социальный интеллект» описывает ситуацию, когда мотоциклист попадает в аварию на улице в одном из немецких городов. Он падает на дорогу и, несмотря на многочисленных пешеходов и свидетелей происшествия, проводит на ней добрых пятнадцать минут, прежде чем пассажир проезжающей машины не выходит, чтобы спросить, нужна ли жертве помощь. Как это возможно в современном мегаполисе? Почему на эти и подобные происшествия так «вяло» реагирует общественность? Всему причина низкий социальный интеллект, развивать который нужно начинать еще детском саду.

Что такое социальный интеллект?

Социальный интеллект не является до конца устоявшимся термином. Первые попытки описать социальный интеллект были предприняты Эдвардом Торндайком. Он объясняет это своего рода межличностными отношениями в близком окружении человека. Дэниел Гоулман выступает за более широкое понимание этого понятия, описывая его как способность эффективного социального взаимодействия.

Типы социального интеллекта

Его всего два. Первый - это внутриличностный интеллект, определяемый как способность распознавать собственные потребности, открывать и создавать собственную идентичность и регулировать свою жизнь. Наряду с ним выделяют межличностный интеллект, который можно описать как способность сотрудничать, эффективно общаться , а также распознавать мотивы и эмоции других людей.

Что нужно знать о развитии социального интеллекта у ребенка?

Социальный интеллект тесно связан с эмоциональным. В основе последнего лежит развитое самосознание, которое, в свою очередь, напрямую трансформируется в социальную осведомленность (забота о другом человеке, сочувствие, способность слушать). Самообладание, которому учатся дети, в том числе на наших занятиях по подготовке к школе, отражается в их отношениях с другими людьми. Ребенка можно научить сотрудничать и сосуществовать с другими только тогда, когда он умело распознает свои эмоции и направляет свои собственные реакции.

Знакомьте ребенка с разными точками зрения. Взгляд на мир глазами других - один из отличительных признаков высокого эмоционального интеллекта. Хорошее упражнение, например, в случае конфликта между детьми, - спросить у ребенка , что бы он почувствовал и подумал, если оказался на месте своего оппонента. Читая сказки или смотря телевизор, задавайте вопросы: что чувствовали герои в тот или иной момент и что бы сделал ребенка, окажись он на месте героя.

Расширяйте круг общения ребенка. Конечно, нужно внимательно следить за тем, кто оказывает влияние на малыша. Однако чрезмерное ограничение общения ребенка тормозит развитие его социальных навыков. Во взрослом мире ему придется общаться с самыми разными людьми, в том числе не с самыми приятными. Стоит заранее подготовить малыша к этому.

На занятиях восточными единоборствами часто практикую следующее правило: каждый спортсмен отрабатывает новый прием с максимальным количеством спарринг-партнеров. Это делается по той причине, что с каждым противником состязание будет проходить иначе. Это позволит борцу объективно оценить свои возможности, поработать на слабыми сторонами. Так и в обычной жизни ребенок должен по возможности общаться с людьми разного возраста, социального положения и культурного уровня. Так он сможете отрабатывать свои социальные навыки.


Возврат к списку

(Нет голосов)