26 Янв 2021

Как развить логическое мышление у ребенка дошкольного возраста

Если рассматривать мышление в широком смысле, то это способность человека к познавательной деятельности. Он накапливает представления о мире и применяет их в своей жизни. С помощью логического мышления он рассуждает, делает выводы и принимает решения. Его можно развивать и для этого лучше отдать ребенка в наш детский сад, где с ним будут заниматься квалифицированные педагоги.

Особенности логического мышления

Первые логические суждения появляются у ребенка в возрасте 3-4 лет. Только для этого он должен иметь доступ к окружающему миру. Чем разнообразнее и богаче среда вокруг него, тем лучше развивается логическое мышление. Ребенок активно задает вопросы, учится рассуждать, манипулирует предметами и устанавливает между ними связи.

Операции логического мышления:

  • синтеза — объединение частей или элементов в целое;
  • сравнения — установление сходства или различий между предметами;
  • анализа — разделение целого на детали;
  • абстрагирования — умение выделять главные и второстепенные признаки;
  • классификации — разделение предметов на группы.

Логическое мышление зависит от представлений, ощущений, восприятия. Например, если ребенок пробовал яблоко, то он может вспомнить его и мысленно представить — его вкус, форму, запах. Поэтому с ним важно заниматься и обогащать его среду. Можно проводить специальные игры и упражнения.

В 6-7 лет ребенок уже начинает оперировать символами и схемами. Например, составлять рассказы по картинкам или выполнять простые действия с цифрами. Также у дошкольника уже накоплен определенный жизненный опыт, который он активно применяет.

Способы развития логического мышления

С дошкольником можно разговаривать, читать ему книги, петь песни. Необязательно использовать только художественную литературу, подойдет простое описание мира. Например: посмотри на улицу. Там лежит снег, деревья стоят без листьев, холодно. Какое это время года? Наводящие вопросы упрощают работу ребенка и служат для него подсказками.

Помимо этого, можно рисовать, конструировать, лепить, словом, заниматься творческой деятельностью. Не стоит ругать ребенка за ошибки или невыполнение инструкции. Иначе у него останутся негативные эмоции.

Нужно научить ребенка подмечать сходства и различия предметов, после чего переходить к сравниванию. Сделать это можно с помощью игрушек или предметных картинок. Еще один использование окружающего мира. Так, если в доме два кота, то нужно с ребенком порассуждать чем они схожи и чем различны (окрасом, ростом, возрастом и т. п.).

Для развития логического мышления ребенка знакомят не только с предметами, но и их свойствами. Например, при изучении темы "Продукты" можно использовать настоящую еду: сливочное масло, молоко, творог, хлеб и т. п. Тогда дошкольник сможет все потрогать, понюхать, попробовать. Это сформирует у него полноценные образы.

После того как у ребенка накопится определенный багаж представлений — переходят к сложному этапу: узнавание предмета по признакам. Например: желтый, кислый, твердый, съедобный. Дошкольник должен понять, что это лимон. Сложнее узнавать абстрактные понятия, такие как времена года, Дед Мороз, погодные явления и т. п.

Во время подготовке к школе дети тоже занимаются логикой и это поможет им в учебе.


Возврат к списку

(Нет голосов)