Применение ТРИЗ в работе с дошкольниками
В дошкольном образовании используются различные технологии развития творческого и умственного потенциала у детей. И если в государственных учреждениях арсенал применяемых методов достаточно ограничен, то частный детский сад может свободно применять любые эффективные инструменты воспитания и образования.
Суть методов ТРИЗ
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) была создана советским учёным Генрихом Альтшуллером в середине XX века, полагающим, что, пользуясь богатыми научными знаниями и опытом предшественников, можно обучить человека изобретать в соответствии с определёнными задачами. В 80-х гг ТРИЗ была адаптирована к работе с детьми дошкольного возраста. Она располагает значительным количеством методов воспитания у ребёнка творческого мышления и логики, направлена на развитие аналитических способностей и интуиции. ТРИЗ не заменяет основной образовательной программы, а может очень успешно дополнить её, применяясь, например, в садике неполного дня.
В целом на занятиях, использующих методы ТРИЗ, дошкольник учится творчески решать поставленные задачи. Для этого используется алгоритм решения задач, метод системного анализа, который помогает ребёнку увидеть всё многообразие и в то же время целостность окружающего его мира, метод мышления по аналогии, развивающий, проходит обучение типовым приёмам фантазирования и пр.
Надо отметить, что технология ТРИЗ для дошкольников преподаётся исключительно в игровой форме. Скучных уроков, заставляющих детей заниматься без особого желания, в данном случае нет. Например, при обучении типовым приёмам фантазирования вводятся шесть волшебников, которые занимаются изменением свойств различных объектов, например, оживлением и окаменением. В процессе занятий ребёнок, оперируя этими волшебниками, развивает воображение и фантазию.
Дошкольный возраст — очень важный этап в жизни человека, он открывает массу возможностей для формирования эффективного мышления и творчески ориентированной личности в целом. Технология ТРИЗ позволяет не только развить умственный потенциал ребёнка, но и его психические возможности.
(Голосов: 1, Рейтинг: 5) |